Епишин Андрей Сергеевич
- Category: Экспертный Совет / Жюри
- Hits: 9163
Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедры искусствоведения Института искусств РГУ им. А. Н. Косыгина (МГУДТ).
Окончил аспирантуру НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств, защитил диссертацию «Живопись 1890–1930-х годов из коллекции Государственного музея революции как визуальный феномен реконструкции революционной эпохи» (2013). Член московского отделения ВТОО «Союз Художников России», Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС), Международной некоммерческой ассоциации «Art Espaces» (Бельгия).
Автор более 100 публикаций в различных периодических изданиях по искусству, в сборниках международных научных конференций, художественных альбомах и каталогах выставок. Автор альбомов-монографий «Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х - начала 1930-х годов» (М.: Грифон, 2012), «Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи» (М.: Грифон, 2017).
За издание научного сборника «Среда, художник, время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины ХХ века» (М.: БуксМарт, 2016) награжден Дипломом Российской Академии Художеств (от 21.06.2016).
Живет и работает в Москве.
Специализация
модернистское искусство, русское революционное искусство, советское искусство, современное российское искусство, искусство аутсайдеров
Лекционные курсы
• История искусств как история современности
сентябрь-октябрь 2017. «Alfavit Club», Интеллектуальный клуб издательского дома Alfavit Media
• Общая история искусств
ноябрь 2014 - июнь 2015. МГАХИ им. В. И. Сурикова, Кафедра дополнительного образования, «Школа живописи и рисунка»
• Основные направления западноевропеского модернизма
апрель - июнь 2013. Свободное пространство «Циферблат» на Пушкинской
• Сравнительная мифология
март - май 2013. Гуманитарный центр «Пунктум»
• Становление европейского дизайна
февраль - апрель 2013. Свободное пространство «Циферблат» на Покровке
• Развитие модернистского искусства ХХ века
декабрь 2012 - февраль 2013. Свободное пространство «Циферблат» на Покровке
Методическая работа
• Профессиональная образовательная программа по направлению подготовки магистров 50.04.02 Изящные искусства Института Искусств РГУ им. А. Н. Косыгина «Музейное дело и практика современных арт-галерей» (автор и руководитель программы).
• Рабочие программы учебных дисциплин Института Искусств РГУ им. А. Н. Косыгина (автор программ): Техники и материалы изобразительного искусства; Выразительные средства графики; Основы изобразительной грамоты; Европейское искусство 17-18 веков; Русское искусство 18 века; Советское довоенное искусство; История современной архитектуры; История дизайна; Зарубежное искусство 1-й половины 20 века; Зарубежное искусство 2-й половины 20 – начала 21 века; Зарубежное искусство конца 19 – начала 20 века; Междисциплинарные подходы в теории и истории искусства; История кино; История христианского искусства; Антикварное дело; Галерейное дело; Основы музейного дела; Основы музеефикации; История искусства; Кураторство художественных проектов; Технологии выставочной деятельности; Методы атрибуции художественных произведений; Принципы консервации и реставрации произведений искусства.
Избранные конференции
Епишин А. С. Девиация как диссидентство, или экономика маргинального искусства. Научные чтения памяти К. Г. Богемской «Маргинальное искусство и контркультура». Государственный институт искусствознания. Москва, 16.03. 2017.
Епишин А. С. Феномен неоархаики и творчество аутсайдеров в контексте постмодернистского дискурса. Научная конференция «Амплитуда колебаний. Наив и ар брют: от классики к современности». Московский музей современного искусства ММОМА, Москва. 03.02. 2017.
Епишин А. С. Искусство аутсайдеров и «археология знания». Метод реконструкции культурно-когнитивного априори. Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны», ГТГ. Москва, 22.11.2016.
Епишин А. С. «Эра милосердия». Парадокс гуманизма в советском искусстве 2-й половины 1950-х годов. Научно-практическая конференция «Дискурсы авангарда в советском официальном искусстве 2-й половины ХХ века». РАХ, АИС, МОСХ. 11-12.11.2016.
Епишин А. С. Contemporary art: pro et contra. Круглый стол «Что такое искусство: Современный взгляд». Министерство культуры РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва. 06.04.2016.
Епишин А. С. Эстетические принципы монументального искусства «левого МОСХа». Международная научная конференция «Среда, художник, время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины ХХ века». РАХ, АИС, МОСХ. 23-24.09.2015.
Епишин А. С. Живопись 1924-1930-х годов из коллекции Государственного музея революции. Реконструкция истории, репрезентация власти. Международная научно-практическая конференция «Рубежи памяти: груз прошлого на весах современности». СПбГУ, Государственный Эрмитаж, Библиотека РАН, РГИА, Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество им. Льва Толстого». Санкт-Петербург, 16-18.04.2015.
Епишин А. С. Общество и искусство в 1900–1913 годы. На перепутьях русского реализма. Международная научная конференция «1913 год в русской культуре», Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный институт искусствознания, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, 9-10.09.2013.
Епишин А. С. Образ «homo futurus» в раннесоветском искусстве. Миф, проект и результат. Международная научная конференция «Морозовские чтения», РАХ, АИС, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИИ РАХ, Москва, 24-25.11.2011.
Епишин А. С. К вопросу об атрибуции картины И. Е. Репина «Портрет А. К. Тимирязева». Научно-практическая конференция «Декабрьские научные чтения», ГЦМСИР, Москва, 22.12.2010.
Избранные публикации
Epishin A. S. Phenomenon of contemporary art. On the question of definition // Texts. Art and literature scientifican analytical journal. №3, Belgium, 2017. С. 72-79.
Епишин А. С. Akademic & contemporary. Дихотомия прекрасного // Содружество искусств» №3. СПб. 2017. С. 118-121.
Епишин А. С. Творчество аутсайдеров в пространстве художественной культуры новейшего времени // Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ». Альбом / Под. ред. В. В. Гаврилова и науч. ред. А. В. Азова. М.: ИД «Городец», 2017. С. 7-10.
Епишин А. С. Суворова А. А. Концепция проекта «Современная графика по Брайлю» // Современная графика по Брайлю. Каталог выставки / Под ред. А. А. Суворовой. Пермь: Музей современного искусства PERMM, 2017. С. 10-17.
Епишин А. С Репрезентация искусства как репрезентация власти в живописи 1924 – 1930-х годов из коллекции Государственного музея революции // Культура и искусство / Nota bene. № 5(37), Москва, 2017. С. 33-41
Епишин А. С. Абстракционизм: формула универсума // Дом культуры. № 4, 2017.С. 72-77.
Епишин А. С. Феномен неоархаики и творчество аутсайдеров в контексте постмодернистского дискурса // Амплитуда колебаний. Наив и ар брют: от классики к современности. Материалы научной конференции. М.: Музей русского лубка и наивного искусства, 2016. С. 173-144.
Российское искусство. 2017. Ежегодное издание; Епишин А. С. – член редакционной коллегии‚ автор вступительной статьи и статей к разделам. Москва: Издательство "Moscow Media Group"‚ 2017‚ С. 12‚ 42‚ 74, 186, 276, 414, 464‚ 486‚ 518‚ 540.
Епишин А. С. Репрезентация искусства как репрезентация власти в живописи 1924-1930-х годов из коллекции Государственного музея революции // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. № 4, 2016. С. 60-71 (ВАК)
Епишин А. С. Трагическое искусство Сергея Карташова // Русская галерея XXI век. № 1, 2016. С. 35-39.
Епишин А. С. Искусство аутсайдеров в контексте художественной культуры ХХ века. Метаморфозы восприятия // Странный художник / под редакцией А. С. Мигунова. М.: Standartu Spaustuve, 2015. С. 172-178.
Епишин А. С. К пониманию современного искусства. Другая антропологика // Московский художник. № 5-7, М., 2014, С. 3.
Епишин А. С. Индустриальный пейзаж. 1920-1930-е годы // Художественная школа. №1(58), 2014, С. 30-33.
Российское искусство. 2013. Ежегодное издание; Епишин А. С. – член редакционной коллегии‚ автор вступительной статьи и статей к разделам // Издательство «Moscow Media Group»‚ М.‚ 2012‚ С. 12‚ 42‚ 74, 186, 276, 414, 464‚ 486‚ 518‚ 540.
Епишин А. С. Очередная метаморфоза женственности. По поводу одной картины из собрания ГЦМСИР // Московский журнал. № 8(248) – М., 2011. С. 93-97.
Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собранiе. № 3. Сентябрь. М., 2011. С. 28-37.
Епишин А. С. Работницы, колхозницы, комсомолки... Несколько слов по поводу послереволюционного творчества К. С. Петрова-Водкина // Московский журнал. № 2(254) – М., 2012. С. 93-97.
Епишин А. С. Портрет эпохи в творчестве Виктора Титова // Новости МСХ. Московский Союз Художников. №3, Москва, 2012, С. 8.
Российское искусство. 2012. Ежегодное издание; Епишин А. С. — член редакционной коллегии‚ автор вступительной статьи и статей к разделам // Издательство «Moscow Media Group»‚ Москва‚ 2012‚ С. 17‚ 33‚ 70, 176, 280, 406, 425‚ 493‚ 527‚ 583, 613, 635.
Художественное издание "Традиции русской живописи. Русский импрессионизм"‚ Епишин А. С. — член редакционной коллегии‚ автор вступительной статьи // Издательство «Наш Изограф»‚ М.‚ 2012‚ С.10-11.
Художественное издание «Традиции русского пейзажа. Живопись современных художников», Епишин А. С. - член редакционной коллегии, автор вступительной статьи // Издательство «Наш Изограф», Москва, 2011, С.10.
Ежегодное издание «Российское искусство. 2010»; Епишин А. С. — член редакционной коллегии‚ автор вступительной статьи и статей к разделам // Издательство «Moscow Media Group», М.‚ 2010‚ С. 23-25‚ 27‚ 69, 171, 261, 343‚ 365, 417‚ 455‚ 485‚ 501.