Орлова Ксения Валерьевна

 

Кандидат искусствоведения. Старший научный сотрудник сектора Современного искусства Запада Отдела современного искусства Государственного института искусствознания (Москва). Член АИС, МХФ, РФО.
Основная сфера научных интересов — история европейского модернизма, в частности искусство и культура Испании
Образование:
• Романо-германское отделение и отделение русского языка как иностранного филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 2000
• Стажировка в Universidadede Lisboa, Португалия, 1996
• Стажировка в Universidadede Evora, Португалия,1997
• Стажировка в Colegiode España de Salamanca, Испания, 1998
• Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, 2006
• Стажировка в FundacióJoan Miró de Barcelona, Испания, 2004
• Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма по программе «Экспертиза антиквариата», 2005
• Соискатель аспирантуры ГИИ (научный руководитель Батракова С.П.), 2007–2012
• Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Сюрреалистическая живопись Жоана Миро» в ГИИ, 2012.
Также:
• Куратор многочисленных выставок, связанных с деятельностью книгоиздателя И. Д. Сытина (среди которых — «Детские Иллюстрированные издания Т-ва И. Д. Сытина», «Иван Дмитриевич Сытин. Берсеневка начала ХХ века. Старинные фотографии, документы из фондов Музея-квартиры И. Д. Сытина», «Счастливое детство. Советское искусство 1930–1970-х годов»), выставок современных художников (как «Портрет. Работы Леонида Петрушина») и др.
• Один из создателей Музея И. Д. Сытина в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Берсеневской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате (д. Берсеневка), 2009
• Член экспертного совета/жюри V Всероссийского конкурса работников средств массовой информации «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», учрежденный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), 2008

Награды:
• Диплом победителя конкурса на присуждение Стипендии имени А. И. Комеча, 2011
• Благодарность от Российского Императорского Фонда поддержки культуры, образования и зодчества «ДЕРЖАВА», 2006

Избранные публикации:

1. Artist’s diaries and personal notes as a source of understanding his art. Joan Miro’s Catalan notebooks / The International Conference on Art, Science, Experience and Education (ASEE 2017). https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-17/25888414
2. Joan Miro and the Ancient Catalan Art // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 103. 2017 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2017). Paris: AtlantisPress. 2017.
3. Скульптура Жоана Миро // Искусство скульптуры в ХХ-ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. М., БуксМАрт, 2017. С. 229-236
4. Жоан Миро: творчество между двумя войнами // Западное искусство. ХХ век. 1930-е годы. М., 2015. С. 200 – 215.
5. Образы и знаки Жоана Миро // Диалог искусств № 4. М., «ММОМА», 2013. Стр. 32-38.
6. «Помогите Испании». Политическое послание Жоана Миро // Проблемы развития зарубежного искусства. Италия. Испания. Сборник докладов научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина. Спб., 2012. Стр. 312-317.
7. Два Фонда Жоана Миро // Диалог искусств № 1. М., «ММСИ», 2011. Стр. 121-124. ISSN 1812-304X
8. Испанские художники в Париже // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Сборник докладов научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина. Под научн. Ред. Н.М. ЛеняшинойСпб., 2011. Стр.297-309
9. Испанские художники в Париже // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Тезисы докладов научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина. Спб., 2010. Стр. 60-61.
10. Жоан Миро. История одного автопортрета // Научные публикации // Академия РАХ № 2. М., 2010. Стр. XII –XIV. ISSN 2079-0341
11. Жоан Миро. История одного автопортрета // Сборник материалов Международного научного семинара «Автопортрет и портрет художника. XVII-XXI вв.» 23-25 ноября 2009 года, Санкт-Петебург // Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. М., 2010. Стр.173-182.
12. «Жоан Миро. Начало пути» // “Театр. Кино. Музыка. Живопись” М., «РАТИ ГИТИС», 2009. Стр. 117-127. ISBN 1998-8745
13. «Жоан Миро. Через течения модернизма к собственному стилю» // Аспирантский сборник №5, М., «ГИИ», 2009. Стр. 106-148. ISBN 978-5-98287-011-7
14. «Аннотированная библиография коллекционирования советского авторского стекла» // «Ленинградский завод художественного стекла из частного собрания», М., «Локус Станди», 2007. Стр. 108-121. ISBN 978-5-94428-047-3
15. «Аннотированная библиография коллекционирования советского фарфора» //«Советский фарфор», М., «Локус Станди», 2007. Стр. 242-304. ISBN 978-5-94428-042-8
16. «Пейзажист О.В. Локтев» // Наш Изограф №7 (123). М., 2004. Стр. 12.

Лекции:

• Лекция «Каталонский сюрреализм: Дали и Миро».в годовой программа спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). 13.12.2017
• Лекция «Между абстракцией и сюрреализмом. Сюрреализм волшебного у Жоана Миро» в годовой программа спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). 9.03.2017
• Мастер-класс, посвященный творчеству Жоана Миро, для студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские» в ММСИ 22.05.2013

Конференции:
• Доклад «Каталонские тетради» Жоана Миро как источник исследования его творчества» на международной научной конференции «Искусствознание: наука, опыт, просвещение – 2017», ГИИ, 9-11.11.2017
• Доклад «Классика глазами Жоана Миро» на научной конференции «Историко-теоретические проблемы искусствознания: к 100-летию со дня рождения Нины Александровны Дмитриевой». ГИИ, 25.04.2017
• Доклад «Дневники и личные записи художника как источник исследования его творчества. Каталонские тетради Жоана Миро» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Искусство и искусствознание на современном этапе», СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 20.04.2017.
• Доклад «Жоан Миро. Новая аскетичность» на международной научной конференции «Западное искусство. 60-е годы» в ГИИ. 16.09.2016
• Доклад «Каталонская традиция ткачества и трационная французская техника гобелена в работах Жоана Миро и ЖозепаРойо» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Традиции и школы в мировом художественном пространстве», «СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 22.04.2016.
• Доклад «Шестидесятые годы в Испании» на «круглом столе» по проблематике сборника по 60-м гг. в ГИИ. 2015
• Доклад «Скульптура Жоана Миро» на научной конференции «Искусство скульптуры в ХХ–XXI веках:мастера, тенденции, проблемы», НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва 27.05.2015
• Доклад «Жоан Миро и Василий Кандинский. Дружба, творческие параллели» на международной научной конференции «Искусство России и Испании: универсальные ценности и национальный язык», ГИИ, 20.11.2015.
• Доклад «Некоторые иллюстрации Жоана Миро к пьесам Альфреда Жарри» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Изобразительное искусство и литература: аспекты диалога», СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 23.04.2015.
• Доклад «Жоан Миро и Каталония» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Стиль мастера и культурное наследие». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 24.04.2014.
• Доклад «Три великих испанца - Пикассо, Грис и Миро» на «круглом столе» «Проблемы изучения современного европейского искусства 30-х-40-х гг.» в ГИИ, 26.04.2013.
• Доклад «Голландские интерьеры» и «Воображаемые портреты» Жоана Миро» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Нидерланды-Россия-Великобритания». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 25.04.2013.
• Доклад «Жоан Миро. Творчество периода Гражданской войны в Испании» на научной конференции «Западное искусство. 1930-е» в Государственном институте искусствознания, Москва. 16.11.2012 года.
• Доклад «Влияние В. Кандинского на художников Баухауза и Парижской школы» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Германия – Россия». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 2012.
• Доклад «Творчество Жоана Миро в годы Гражданской войны в Испании» на Международной научной конференции XXIАлпатовские чтения «Россия - Италия – Испания: художественные связи» в НИИ РАХ, Москва. 2.12.2011 года.
• Доклад «Сытин: труды и дни» в Историческом обществе «Клио». Центральная библиотека им. Л.Н. Толстого, Москва 21.05.2011 года.
• Доклад «Помогите Испании. Политическое послание Жоана Миро» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Италия – Испания». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 2011.
• Доклад «Музей-квартира И.Д. Сытина. Прошлое – настоящее – будущее» на научной конференции «И.Д. Сытин и традиции российского книгопечатания. К 160-летию со дня рождения». МГУП, Москва. 29.03.2011 года.
• Доклад «Жоан Миро – младший участник «Парижской школы» на Международной научной конференции ХХ Алпатовские чтения «Россия – Франция в искусстве трех столетий» в РАХ, Москва, 2010 (1-3.12.2010).
• Доклад «Испанские художники в Париже» на научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Франция». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург в 2010 году.
• Доклад «История одного автопортрета Жоана Миро» на Международном научном семинаре «Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI век» в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 2009 году.
• Доклад «Жоан Миро – в поисках стиля» на научной конференции памяти М.В. ДоброклонскогоСПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург в 2009 г.
• Доклад «Особенности изучения творчества каталонского художника Жоана Миро» в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва в 2009г.

 

 

Партнеры и друзья